Интервью Виталия Архангельского о значении деловой авиации в Калининграде, регионах России и странах ближайшего зарубежья.
Деловая авиация во всем мире с каждым годом становится все более востребованной. Россия – тоже не исключение. Частными самолетами тут пользуются все чаще, причем не только лица с серьезными государственными должностями, но и предприниматели, менеджеры высшего звена, видные общественные деятели, звезды шоу-бизнеса и просто состоятельные люди. О тенденциях развития деловой авиации и о том, какие из ее услуг особенно востребованы в России и Прибалтике нам рассказал директор ведущей европейской компании-авиаброкера AVIAV TM (Cofrance SARL) Виталий Архангельский.
— Виталий Дмитриевич, где больше пользуются частными самолетами, в Москве или регионах?
— Из Москвы и Санкт-Петербурга поступают заказы, но в целом деловая авиация больше востребована в регионах. Это неудивительно. В обеих столицах практически нет недостатка в регулярных рейсах любого направления. Состоятельные люди, которые особенно ценят всевозможные удобства, могут лететь бизнес-классом или первым классом, который в некоторых случаях по уровню комфорта даже превосходит частный самолет. Поэтому несмотря на то, что в среднем в Москве и в Питере намного больше богатых людей, чем в регионах, жители столиц заказывают индивидуальный рейс лишь в каких-то особенных случаях.
— А что это за особенные случаи?
— Я не буду затрагивать чиновников и других государственных деятелей – они вообще существуют в своем мире. Про звезд эстрады тоже все понятно. Когда им нужно успеть на несколько концертов в разных уголках страны за короткий срок, при этом быть в хорошей форме – частный самолет идеальное решение. Когда летит спортивная команда или видные общественные деятели на какую-нибудь важную международную конференцию – это тоже особенный случай. Крупные предприниматели иногда арендуют самолет из центра, чтобы отправить целый штат сотрудников в командировку. Им удобно, что компания AVIAV TM (Cofrance SARL) возьмет на себя все организационные моменты: если визит заграничный, то подготовит визы и медицинскую страховку для всех, обеспечит проживание в отеле, предоставит удобный трансфер в Москве и пункте прибытия.
Это намного проще, чем заказывать для всех билеты на регулярные рейсы. Даже для того, чтобы все сотрудники просто улетели одним самолетом, потребуется бронировать их за несколько месяцев. А если дата командировки определяется за неделю до отправления или вообще за несколько дней? Посадить 20–30 человек в один самолет просто нереально, а состыковывать всех сотрудников, летящих разными самолетами – это ужасающая трата времени! Вот в таких случаях частный рейс необходим.
Бывает еще, что путешественников немного, допустим 4–6 человек, но им необходимо быстро добраться в пункт, где отсутствует крупный аэропорт. Таких мест в России очень много. Компания AVIAV TM (Cofrance SARL) всегда готова предоставить частный самолет, который способен взлетать с коротких взлетно-посадочных полос или вообще – с грунтовых. А если в нужном месте отсутствует даже маленький аэропорт, то наверняка найдется вертолетная площадка. В этом случае можно арендовать вертолет и путешествовать на нем, что, кстати, и стоит дешевле. Хоть вертолет летит и медленнее самолета, все равно он значительно опережает поезд и автомобиль.
Бывают какие-то особенно торжественные случаи, когда клиенты из столицы нанимают частный самолет. Например, пышная свадьба за границей или просто вертолетный тур для молодоженов. Допустим, у москвичей запланирована свадьба в Ницце, в отеле «Негреско». Им необходимо добраться туда самим и доставить всех гостей. Для этой цели частный самолет намного удобнее регулярного рейса. Компания AVIAV TM (Cofrance SARL) организует все мероприятие «под ключ» и даже саму свадьбу во Франции. Но начнется все в любом случае с перелета. Суета, беспокойство в такой ситуации недопустимы. Наша фирма сделает всем визы, позаботится о трансфере в обоих аэропортах, разместит гостей в отеле или в частном секторе, при желании организует банкет прямо на борту, словом, сделает этот день красивым и незабываем, таким, каким он и должен быть. Нам доводилось проводить подобные свадьбы и другие праздники, которые начинались уже в самолете.
— Но вернемся все-таки к регионам. Если в Москве частный самолет – это особый случаи, то как дело обстоит в различных федеральных округах?
— Тут другая ситуация. В регионах частные перелеты вызваны необходимостью. Нередко бывает, что отсутствуют прямые рейсы по нужному направлению. Взять, например, популярный маршрут Калининград – Самара. Расстояние меньше двух тысяч километров, не так уж далеко. Достаточно распространенный вариант, многим нужен был бы такой самолет. Но тем не менее обычные воздушные суда летят с пересадкой. А если нужен прямой рейс – то это только к нам в AVIAV TM (Cofrance SARL), то есть – арендовать джет. Калининград, кстати, – уникальный город. Он ведь отрезан от остальной части России, и в то же время граничит с Польшей и Литвой, находится в непосредственной близости от Чехии, Словакии, Дании, Швеции, Германии, Нидерландов. Это очень важный транспортный узел, и регулярных перелетов тут по многим направлениям откровенно не хватает. В то же время население Калининграда даже вместе с областью меньше миллиона человек, поэтому авиакомпании не торопятся увеличивать количество регулярных рейсов.
Но калининградцам необходимо летать, как в другие города России, так и по различным направлениям за границу. Бывает, что нужный рейс есть только с пересадкой, бывает, что он отсутствует вообще. Или, например, единственный прямой рейс осуществляется раз в неделю, в то время, которое не подходит клиенту. Авиакомпании понять можно. Гонять туда-сюда полупустые крупные авиалайнеры – невыгодно. Но пассажирам, как говорится, от этого не легче. Частные самолеты выручают. Один звонок в AVIAV TM (Cofrance SARL) – и заказ сделан. Мы предоставим воздушное судно в любую точку мира как раз для нужного количества человек.
Близость Калининграда к европейским странам дает возможность предпринимателям расширять свой бизнес, сотрудничать с соседними государствами, находить иностранных партнеров и клиентов. Но для решения всех этих задач нередко требуются личные встречи, командировки, поэтому услуги частной авиации тут широко востребованы. Но и в других городах России, разумеется, у калининградцев дела находятся, поэтому внутренние рейсы им необходимы так же, как и внешние. Поезд и автомобиль не всегда удобны для путешествий, особенно, если ехать далеко. Конечно, индивидуальный перелет стоит дорого, но зато он позволяет достигать поставленных целей быстро и добиваться нужных результатов.
— А в Калининград кто-нибудь летает частными рейсами?
— Конечно! Повторю, за счет своего расположения этот город является важным транспортным узлом. Сюда летят из стран Европы и Прибалтики. С Литвой, Латвией, Эстонией у нас вообще особые отношения, это ведь бывшие страны СНГ, там много русскоговорящих людей. Это делает контакты и визиты более частыми, дает возможность сотрудничать, обмениваться информацией и так многое другое. Естественно, с Россией тоже стремятся взаимодействовать, поэтому рейсов в Калининград предостаточно из-за границы. А о внутренних перелетах нет нужды говорить: Калининград ведь является крупным промышленным центром, тут ведется добыча полезных ископаемых, развито химическое, текстильное и бумажное производство, обработка древесины, есть машинный завод, металлургические предприятия. Поэтому частные деловые перелеты в Калининград и область очень востребованы, в том числе есть заказы по доставке грузов и в город, и из него.
— Значит, на частных самолетах можно доставлять и грузы?
— Да, это одно из популярных направлений нашей деятельности. Доставка грузов не всегда подразумевает огромные самолеты, которые перевозят автомобили или детали для подводных лодок. Иногда требуется отправить какие-то важные бумаги, документы, просто дорогие вещи, товары, скоропортящиеся продукты. Ну и, разумеется, всевозможные крупногабаритные предметы, которые просто не возьмут в багаж на обычном рейсе. Нередко перевозят домашние растения или животных. Если необходимо что-то срочно доставить в другой город, то частный рейс незаменим. И в Калининграде подобная оперативная доставка пользуется спросом.
— Про Калининград понятно. А как дело обстоит с другими регионами?
— Точно также. Россия – огромная страна, и у людей в ней очень разные возможности. Состоятельные и успешные есть везде, а не только в Москве и в Центральном округе. Если для большинства людей частные перелеты недоступны, то те немногие, кто ими все-таки пользуются, очень в них нуждаются, проживая где-то в маленьком городе, с редкими регулярными рейсами. Лично нам совершенно неважно, откуда поступает заказ. Будет это Хабаровский край, республика Бурятия, Архангельская область или Кабардино-Балкария, мы быстро найдем воздушное судно нужного размера и характеристик в любую точку мира. Таким образом, частая авиация имеет огромное значение и становится с каждым годом все более востребованной. Хотя в России в целом количество деловых перелетов во много раз уступает их числу, ну, скажем, в США или Европе, но зато для тех, кто все-таки нанимает тут самолеты, их значение невозможно переоценить. Больше всего благодарностей мы получаем именно от клиентов из регионов.
— Вы работаете только с русскоговорящими клиентами?
— Разумеется, нет. Я сам владею несколькими языками, наша компания AVIAV TM (Cofrance SARL) зарегистрирована во Франции, и главный офис находится в Ницце. Но у нас есть несколько офисов и в России, и мы планируем увеличить их количество в самое ближайшее время, вот, в частности – в Калининграде. Большинство наших сотрудников также владеет иностранными языками, поэтому нам доводилось предоставлять частные самолеты и в Японию, и в Индию, и в ЮАР, и в Китай, и в Бразилию, и много куда еще.
Конечно, клиенты из России для нас дороже всего, поскольку и я, и некоторые мои коллеги имеют к ней непосредственное отношение. Везде, где говорят по-русски, у нас есть друзья, и в европейских государствах тоже, например, в Польше, в Болгарии, в Словакии, в Хорватии. Кстати, многие из этих стран, а также – из стран бывшего СНГ, например, Белоруссия, Латвия, Литва, Молдова, Азербайджан, Узбекистан, Казахстан, – имеют те же трудности, что и в России – в смысле отсутствие или недостаточное количество рейсов по нужному направлению. Поэтому для них частные самолеты тоже являются необходимостью, они позволяют им решать самые различные задачи. Нередко у нас заказывают и вертолеты для внутренних перелетов в труднодоступные места, например, в Киргизии или Грузии.
— Скажите, а заказы в Москве, регионах и других странах чем-то различаются? Влияет ли статус клиента на его выбор?
— Да, некоторая разница есть. Нельзя говорить за всех, бывают свои исключения из любых правил, у всех индивидуальные ситуации. Но я бы сказал, что европейцы и жители регионов России более экономны, чем москвичи и жители крупных городов Прибалтики. То есть последние больше и чаще заказывают дополнительные услуги, без которых можно обойтись. Например, дорогой обед из ресторана, хорошее вино, наличие на борту душа или даже ванной, или спальни, или живых цветов в салоне – это пожелание жителей столиц, больших городов. В регионах наоборот спрашивают, на чем можно сэкономить, как получить скидку. Предпочитают более старые модели самолетов, которые арендовать дешевле, чем новые. Но, как вы верно заметили, на выбор влияет статус. То есть если человек – большой начальник, то он и в регионе закажет самолет подороже и с высоким уровнем комфорта.
А европейцы или, например, американцы более сдержаны по другой причине. Чаще всего «большой босс» арендует воздушное судно не для себя, а для своих подчиненных, которые летят куда-то в командировку. Поэтому никаких денег за дополнительный комфорт он не доплачивает. Но даже если перелет совершается, например, одной семьей или компанией друзей, они относятся к этому проще: частные самолеты у них не ассоциируются, как в России, с «особым шиком» и используются строго по назначению. Перелет значит, перелет: для обеда есть ресторан, для сна – отель, для работы – офис. Россияне чаще рассуждают по-другому: «Что я нищий, что не могу оплатить обед в полете?»
Обе версии, как говорится, имеют право на существование. Для нашей компании по большому счету все равно, заказывает ли клиент большое количество дополнительных услуг или довольствуется одним трансфером до аэропорта, а то и вовсе приезжает туда сам. Но в AVIAV TM (Cofrance SARL) всегда готовы пойти навстречу любому пожеланию заказчика. Если ему необходимы на борту танцоры, бассейн или апельсиновые деревья, мы постараемся все это организовать.
Постоянные клиенты ценят наш целостный подход и услуги «под ключ», когда мы берем на себя не только предоставление самолета, но и, например, оформление виз или встречу в аэропорту, сопровождение гида, переводчика, бронирование отеля или поиск частной квартиры в месте назначения. Человеку удобнее обратиться в одну фирму, которая продумает и возьмет на себя все нюансы организации поездки. Для деловых людей это важно, тем более, что стоимость набора услуг обойдется дешевле, чем если заказывать их по отдельности в разных компаниях. Мы стараемся сделать жизнь наших путешественников максимально удобной.
— Имеете ли вы отношение к медицинской авиации?
— Безусловно, да. В нашей базе самолетов и вертолетов, которые «разбросаны» буквально по всему миру, большое количество специальных медицинских воздушных судов. Они созданы специально для перевозки тяжелобольных и даже лежачих пациентов. В салоне такого самолета или вертолета есть все необходимое, чтобы, например, обеспечить неподвижное положение пациента и даже предоставить ему квалифицированную медицинскую помощь. Бывают чуть ли не реанимационные палаты внутри воздушного судна. В таких маршрутах всегда задействована бригада санитаров и, как правило, присутствует один или даже несколько врачей-специалистов, в зависимости от ситуации.
Заказчиком может выступить конкретная медицинская организация или клиника или, например, частное лицо, которому срочно понадобилась помощь. В труднодоступных местах вертолет бывает незаменим, чтобы быстро доставить пострадавшего до больницы. Иногда пациента необходимо перевезти из районной клиники в центр или даже в другую страну для более эффективного лечения. Поездку на поезде или автомобиле он не перенесет, а если человек в тяжелом состоянии, то частный самолет – единственный выход.
— Есть ли у вас какие-то планы, касающиеся развития компании в регионах России и Прибалтики?
— Да, это очень перспективные направления. Начать стоит с того, что если кто-то заинтересованный еще не знает о нашем существовании и преимуществах, которые он получит благодаря частной авиации, – то он должен узнать. Поскольку мы европейская компания, то у некоторых клиентов бывают опасения: «Это же так далеко, стоит ли иметь дело?» Но самолеты летают везде, и из какой точки мира поступил заказ, для нас совершенно не принципиально, ведь договор заключается при помощи электронной почты, а оплата проходит по безналичному расчету удобным для клиента способом.
Но, конечно, мы будем заниматься не только рекламой: планируем открывать офисы в Калининграде, Уфе, Абакане, Риге, Вильнюсе, во многих других городах, где есть спрос на услуги деловой авиации, чтобы клиент чувствовал себя спокойнее и мог при необходимости лично пообщаться с представителем AVIAV TM (Cofrance SARL). Кроме того, хотим проанализировать, где какие услуги больше востребованы и почему, понять чего хотелось бы еще нашим клиентам и, соответственно, предоставить данные услуги, а также – увеличить скидки постоянным заказчикам. Пока четкой картины со строгой статистикой у нас нет. Все происходит спонтанно: заказов много, они достаточно разные. Кто-то летит в командировку, кто-то отдыхать, кто-то на роды, кому-то нужно доставить больную бабушку, а кому-то перевезти здоровую собачку или важный груз. Больше всего деловых перелетов, но это еще ни о чем не говорит, ведь каждый рейс имеет какие-то свои особенности.
Могу сказать точно одно: всю важность развития деловой авиации в регионах России и ближайшего зарубежья мы понимаем и обязательно будем работать в этом направлении. Например, у нас есть предположение, что в некоторых случаях клиенты недостаточно проинформированы о такой услуге, как аренда вертолета. А ведь эти воздушные суда тоже бывают очень разные, и их найм обходится на порядок дешевле, чем заказ частного самолета. Поскольку, как я уже говорил, в регионах люди любят экономить, но летать им при этом нужно, думаю, стоит активнее развивать именно вертолетные маршруты и услуги, которые нередко могут заменить найм дорогого бизнес-джета. В Европе «Робинсоны» уже давно называют «воздушным такси» и летают на них друг к другу в гости.
— Что бы вы хотели пожелать своим клиентам в Калининграде?
— Хотел бы в очередной раз поблагодарить наших дорогих клиентов за сотрудничество, за то, что обратились к нам и особенно тех, кто рекомендовал нас своим коллегам и друзьям, а также писал про нас отзывы с искренними добрыми словами. Пожелать, конечно же, успехов, богатства, здоровья и процветания, ставить новые прекрасные цели и обязательно достигать их, помнить, что надежный партнер AVIAV TM (Cofrance SARL) всегда рядом и поможет покорить любые вершины! Пусть Новый год будет счастливым и спокойным!
Беседу провел независимый журналист портала kdavia.ru